Автор: Андрей Ожаровский
Обрушение бетонных конструкций машинного зала Четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС произошло 12 февраля. О возможности обрушения бетонных плит реакторных залов остановленных 1, 2 и 3 энергоблоков АЭС говорилось на слушаниях в Славутиче 11 февраля. Подобное может случиться и на пока ещё работающих российских АЭС с реакторами РБМК, возраст и конструкция которых аналогичны Чернобыльской АЭС.
За день до обрушения конструкций машинного зала четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС корреспондент Беллоны.ру побывал в городе Славутич (Украина) на общественных слушаниях, где говорилось о возможности обрушения конструкций реакторных зданий ранее закрытых, не аварийных энергоблоков № 1, 2 и 3. В России в эксплуатации находится 11 реакторов чернобыльского типа РБМК-1000, причём 7 из них работают сверх установленного проектом 30-летнего срока. События Чернобыльской АЭС свидетельствуют, что деградация строительных конструкций АЭС реальна и обрушение возможно. Это является ещё одним свидетельством того, что продолжение эксплуатации РБМК опасно и может привести к новым радиационным катастрофам.
Пресс-служба Чернобыльской АЭС 12 февраля сообщила о «внештатной ситуации на ЧАЭС»:
«12.02.13 в 14 часов 03 минуты произошло частичное разрушение стеновых панелей и части легкой кровли машинного зала блока №4 над необслуживаемыми помещениями с отметки +28,00 м в осях 50-52 от ряда А до ряда Б.
Площадь разрушения составила около 600 м2. Данная конструкция не является ответственной строительной конструкцией объекта «Укрытие». Нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации согласно Технологическому регламенту объекта «Укрытие» нет. Изменений радиационной обстановки на промплощадке ЧАЭС, в зоне отчуждения нет. Пострадавших нет».
Позднее сообщили об эвакуации персонала и прекращении работ на саркофаге аварийного четвёртого энергоблока (объекте «Укрытие»):
«12 февраля, после аномального события в машзале ЧАЭС, все работы на объекте Укрытие, на территории его локальной зоны и на монтажной платформе НБК [Нового Безопасного Конфайнмента, гигантской бетонной арки над существующим «саркофагом»] были прекращены, персонал удален с площадки до уточнения радиационной обстановки в зонах производства работ. 13 февраля ГСП ЧАЭС объявило об отсутствии каких-либо изменений радиационной обстановки, связанных с произошедшим событием».
Обрушение стен и крыши произошло в здании машинного зала четвёртого энергоблока, реактор которого взорвался 26 апреля 1986 года, что стало причиной крупнейшей в мире радиационной катастрофы.
На фотографиях, распространённых пресс-службой Чернобыльской АЭС видно, что обрушение произошло недалеко от «саркофага» – в кадр попала знаменитая вентиляционная труба аварийного энергоблока.
По официальной информации в настоящее время за положение на станции отвечает Государственное специализированное предприятие «Чернобыльская АЭС». На станции работают около 2600 человек. Неверно думать, что после остановки реакторов неаварийных энергоблоков атомная станция была брошена, начала ветшать и разваливаться. Но факт обрушения бетонных конструкций заставляет усомниться в достаточности мер по консервации станции.
Напомню, четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС был введён в строй в декабре 1983 года. Если бы не катастрофа 1986 года, то 30-летний проектный срок его эксплуатации заканчивался бы только в декабре нынешнего, 2013 года.
Скорее всего, радиологические последствия обрушения незначительны. Официальные данные это подтверждают. В определённом смысле повезло, что обрушение стен и крыши произошло зимой, ведь летом это могло бы привести к вторичному переносу радиоактивной пыли. Но разрушаться могут начать и конструкции реакторных зданий остановленных энергоблоков. А это может привести к радиационной аварии.
За день до обрушения бетонных плит машинного зала в Славутиче говорили о возможности более серьёзной аварии, а именно обрушения верхних конструкций реакторных зданий 1, 2 и 3 энергоблоков.
11 февраля состоялись общественные слушания по проекту Окончательного Закрытия и Консервации (ОЗиК) энергоблоков 1, 2 и 3 Чернобыльской АЭС. Энергоблоки были остановлены до окончания проектного срока эксплуатации, соответственно в 1996, 1991 и 2000 годах. Наиболее опасный вид ядерных отходов, отработавшее ядерное топливо, из реакторов выгружено, но они всё ещё представляют опасность и требуют продолжения обслуживания.
Планируется, что первая фаза проекта ОзИК будет продолжаться с 2014 по 2045 год.
Предполагается проведение работ по демонтажу грузоподъемных механизмов и разгрузо-загрузочных машин массой сотни тонн, удаление из реактора высоко активных технологических каналов, по 450 тонн на ректор и удаление верхних конструкций здания реакторного зала, которые, по мнению разработчиков, могут деградировать и обрушиться прямо на реакторы, вызвав серьёзную радиационную аварию.
Выступая на слушаниях Валерий Сейда, Первый заместитель генерального директора Чернобыльской АЭС, сообщил, что надо уменьшить нагрузку на конструкции реакторного здания. «Необходим демонтаж разгрузо-загрузочных машин, кранов, которые представляют опасность и могут упасть», – сказал он, выступая на слушаниях.
Отвечая на вопрос представителя Беллоны, Валерий Сейда сообщил, что после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» Украина пересмотрела критерии безопасности АЭС и признала необходимым учитывать аварии, вызванные менее вероятными, но более сильными землетрясениями. «Землетрясение в 6 баллов может произойти раз в 10 тысяч лет. Это весьма маловероятное событие, но мы должны быть к нему готовы. Конструкции АЭС со временем деградируют и могут не выдержать такого воздействия. Поэтому мы предлагаем их разобрать и опустить крышу реакторного здания на уровень монолитного бетона».
«Если всё оставить как есть, то всё будет обрушаться, как дома в брошенной Припяти», – заявил на слушаниях Дмитрий Бобро, Первый заместитель Главы государственного агентства Украины по управлению Зоной отчуждения.
«Станция была построена достаточно давно. Первый блок уже имеет срок после пуска – 36 лет. Проектный срок службы энергоблока – 30 лет. Если с ним ничего не делать, будет идти деградация строительных конструкций. Либо нужно смириться с тем, что будут происходить обрушения, и он будет приходить в состояние, в котором находится аварийный четвёртый блок», – сказал на слушаниях, отвечая на вопрос представителя Беллоны, Юрий Малахов, директор киевского института «Энергопроект», разработчик проекта ОЗиК.
Вряд ли Дмитрий Бобро и Юрий Малахов ожидали, что обрушение бетонных конструкций Чернобыльской АЭС начнутся менее чем через сутки после их слов. Но это произошло.
Реакторы РБМК признаны опасными и остановлены везде, где они во времена СССР были построены за пределами России – как на Чернобыльской АЭС, так и на Игналинской АЭС в Литве. В России энергоблоки с РБМК-1000 находятся в эксплуатации на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС, причём большинство из них старше печально известного четвёртого энергоблока ЧАЭС. Только третий реактор Смоленской и четвёртый реактор Курской АЭС примерно на 2 года младше взорвавшегося в 1986 году собрата. Остальные реакторы более древние.
Логично предположить, что конструкции реакторных зданий и самих реакторов упомянутых АЭС России находятся примерно в таком же состоянии, что и на Чернобыльской АЭС. В таком случае, не следует отвергать возможность деградации и разрушения строительных конструкций, как зданий машинных отделений энергоблоков, так и реакторных зданий.
Эксперты и экологические организации неоднократно призывали прекратить опасный эксперимент по эксплуатации сверх проектного срока старых и опасных реакторов РБМК. Но Росатом игнорирует эти призывы. Скорее всего, и из обрушения бетонных плит на Чернобыльской АЭС 12 февраля 2013 года российские атомщики не захотят извлечь уроки – как не извлекли они уроков и из катастрофы 26 апреля 1986 года…
http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/Chaes-obval